Новости и аналитика Новости Суд оштрафовал работодателя за прием на работу бывшего служащего без согласия его бывшего нанимателя

Суд оштрафовал работодателя за прием на работу бывшего служащего без согласия его бывшего нанимателя

Суд оштрафовал работодателя за прием на работу бывшего служащего без согласия его бывшего нанимателя
AerialMike / Depositphotos.com

Согласно ст. 64.1 Трудового кодекса и ст. 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее – Закон о противодействии коррупции) граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов (Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 4 марта 2019 г. № 5-АД19-5).

Как подчеркивается в письме Минтруда России от 22 июня 2012 г. № 17-1/10/1-248, принятие решения о необходимости получения согласия комиссии является ответственностью бывшего служащего. Гражданин в целях принятия такого решения должен самостоятельно оценить, входило ли в его должностные (служебные) обязанности осуществление отдельных функций государственного или муниципального управления в отношении организации, в которую он планирует устраиваться на работу.

Иными словами, трудоустройство бывшего служащего без согласия комиссии в ситуации, когда такое согласие было обязательным, не может повлечь за собой негативных последствий для работодателя. Ведь работодатель, не зная особенностей служебной деятельности соискателя, его служебных обязанностей, не в состоянии самостоятельно оценить необходимость наличия такого документа.

Однако этот вполне логичный вывод недавно был поставлен под сомнение ВС РФ. Высшая судебная инстанция рассмотрела дело, в рамках которого оценивалась правомерность привлечения гендиректора АО к административной ответственность по ст. 19.29 КоАП за прием на работу бывшего служащего с нарушением установленных законом правил. Дело в том, что организация трудоустроила бывшего сотрудника Роспотребнадзора. Как и положено в соответствии со ст. 64.1 ТК РФ и ст. 12 закона о противодействии коррупции, работодатель в установленный срок уведомил о заключении трудового договора бывшего нанимателя своего новоиспеченного работника. Однако в Роспотребнадзоре посчитали, что для трудоустройства на данную должность работнику требовалось согласие комиссии по соблюдению требований к служебному поведению. Ведомство передало эту информацию в прокуратуру, та провела проверку, возбудила дело об административном правонарушении и направило его в суд, которым гендиректор организации и был привлечен к ответственности.

Оценить перспективы рассмотрения вашего дела поможет аналитическая система "Сутяжник". В результате анализа текста искового заявления или претензии робот-помощник подберет наиболее релевантную судебную практику.

Воспользоваться

Гендиректор попытался обжаловать это решение, ссылаясь как раз на то, что обязанность получить согласие комиссии возложена не на работодателя, а на бывшего служащего. Однако судьи вышестоящих инстанций, включая ВС РФ, были неумолимы и посчитали, что самого факта трудоустройства работника без согласия комиссии достаточно для привлечения работодателя к ответственности. При этом судьи не уточнили, каким именно образом работодателю необходимо было сделать вывод о необходимости наличия указанного согласия.

Такой подход судей ставит работодателя фактически в патовое положение. С одной стороны работодатель просто не обладает необходимой информацией, чтобы сделать вывод о том, осуществлял ли бывший служащий в отношении него отдельные функции государственного управления. А значит, не может и оценить необходимость наличия согласия комиссии для трудоустройства такого гражданина. И даже если бы в распоряжении работодателя были конкретные достоверные сведения о служебных обязанностях бывшего служащего, нет никакой гарантии, что сделанное работодателем заключение по вопросу о необходимости согласия комиссии на заключение трудового договора совпадет с мнением по этому поводу того ведомства, в котором ранее проходил службу соискатель. Если же работодатель начнет требовать согласие комиссии при приеме на работу вообще у всех бывших служащих, это чревато уже претензиями со стороны ГИТ и судебными разбирательствами с соискателями, ведь далеко не всегда это согласие действительно будет необходимо, а, как известно, требовать от поступающих на работу лиц документы, не предусмотренные законом, запрещено.

С другой стороны, прием на работу бывшего служащего без согласия комиссии может обернуться штрафом, если вдруг выяснится, что такое согласие все же требовалось, но работник не озаботился его получением.

В итоге остается лишь надеяться, что рассматриваемый случай станет единичным прецедентом и другие суды не будут столь строги к работодателям в аналогичных ситуациях.

Читать ГАРАНТ.РУ в и

Документы по теме:

Трудовой кодекс Российской Федерации